Главная > Информация для пациентов > История стоматологии > Стоматология – в период античности.
Стоматология – в период античности.

Период античности общая медицина вышла на новый, можно сказать научный уровень, появились целые трактаты, посвященные различным отраслям медицины.

Врачебное искусство этого периода достигло своей вершины в деятельности великого древнегреческого врача Гиппократа (460-377 до н. э.), который превратил наблюдение у постели больного в собственно врачебный метод исследования, описал внешние признаки многих болезней, указал на значение образа жизни и роли окружающей среды, прежде всего климата, в происхождении заболеваний, а учением об основных типах телосложения и темперамента у людей обосновал индивидуальный подход к диагностике и лечению больного.

Развитие общей медицины, появление различных медицинских школ привело к пониманию необходимости создания помещений, предназначенных специально для лечения больных. Поначалу в Древней Греции эти функции в основном брали на себя храмы (В VII в. до н. э., когда сложился культ бога-целителя Асклепия, в Трикке, Эпидавре и на о. Кос были воздвигнуты храмы, посвященные этому богу. Такие храмы носили скорее "лечебно санаторный характер", так как на территории комплекса кроме самого храма, были также баня, библиотека, стадион и даже театр.), но уже начиная с VI в. до н.э. в городах на общественных началах устраивались гражданские больницы с официально назначенным врачом, оплачиваемым государством, причем общественные врачи избирались на народном собрании после соответственного экзамена. Врачи в то время обладали универсальными знаниями, специализация произошла позднее (например, Гиппократ в одном из своих трудов, посвященных общей медицине, в числе прочего писал и о способах выравнивания зубов). Поэтому и городские больницы не были организованы по привычному для нас принципу выделения специализированных кабинетов.

В Древнем Риме вплоть до II в. до н. э. обходились без врачей профессионалов. Лечили дома народными средствами: травами, кореньями и плодами, настоями и отварами, часто совмещая это все с магией и наговорами. Зубоврачеванием и даже протезированием занимались цирюльники и ювелиры.

В Древнем Риме в основном развивалась военная медицина, штатные врачи оказывали помощь раненым в военных учреждениях для больных палаточного типа. Однако медицинское дело в городах и отдельных провинциях так же получило свое развитие благодаря тому, что государственные власти учредили оплачиваемые должности врачей - архиатров. Архиатры объединялись в коллегию и находились под контролем городских властей и центрального правительства, которые следили за их выборами и назначениями. Однако, специальные учреждения для этих целей не создавались: архиатры работали при объединениях ремесленников, в банях, театрах и цирках.

К концу II в. до н. э. в Риме были зубные и глазные врачи, специалисты, которые лечили только болезни мочевого пузыря, или хирурги, которые производили только одну операцию. Однако специализация касалась только фактической деятельности врача и никак не ускорила процесс создания специальных лечебных заведений. Естественно о создании зубоврачебного кабинета в этот период не шло и речи.
 

Новый этап в зубоврачевании начался в I веке нашей эры, когда древнеримский хирург Архиген, врач императора Траяна, одним из первых с лечебной целью просверлил полость зуба трепаном. Но, опять таки, этот факт никаким образом не отразился на организации лечебного пространства. Можно считать, что проведенное им лечение стало единственной в те времена попыткой лечения зубов с применением специального инструмента, подобная методика лечения зубов на протяжении многих веков больше как будто бы не использовалась.

В III в. н.э. произошло событие, которое заслуживает особое внимание. В 249 году язычники публично на площади пытали Аполлонию - дочь видного александрийского чиновника, принявшую христианство, и требовали, чтобы она отреклась от веры. При этом, как описывает римский хроникер Эвсебиа (265 - 339 гг.), ей поочередно удаляли зуб за зубом, дробили челюсти, и когда она поняла, что смерть неизбежна, сказала, что готова отречься. Девушку освободили от веревок, но вместо того, чтобы произнести ожидаемые слова, она бросилась в костер и сгорела заживо. В IV - V веках церковь возвела Аполлонию в ранг святой мученицы. С тех самых пор и по сегодняшний день она является покровительницей всех страдающих зубной болью, а в начале XX века Международная федерация стоматологов признала ее покровительницей и святым патроном врачей-стоматологов.